Пожарная безопасность

 

Независимая оценка пожарного риска

Одной из самых серьезных опасностей среди техногенных чрезвычайных ситуаций являются пожары. Согласно статистике, в России их количество приближается к 300 тысячам в год, а ущерб от них оценивается в несколько миллиардов рублей.
Промышленные предприятия практически любого уровня представляют собой объекты пожарной опасности той или иной степени, и обеспечить их безопасность в интересах как собственника бизнеса, так и топ-менеджмента компании.
Мы поможем Вам выявить слабые стороны в существующей системе пожарной безопасности и разработать предупреждающий комплекс мер для обеспечения её полного функционирования.

 
Независимая оценка пожарного риска (НОР, НОПР, аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законодательством.
Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 3 июля 2011 года № 120-ФЗ, усилили административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности и невыполнение предписаний органов государственного пожарного надзора (штрафы увеличились более чем в 10 раз). Так статья 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо за нарушение требований пожарной безопасности от 150 000 до 200 000 рублей (те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима – от 400 000 до 500 000 рублей).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в соответствии со статьей 6 Технического регламента, при выполнении одного из следующих условий:

  1.  в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  2.  в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

 
Для чего проводится независимая оценка пожарного риска?
 
Результатом независимой оценки пожарного риска являются:

  • получение руководством (владельцем) предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте;
  • определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем пожарной безопасности при большом количестве недостатков;
  • снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
  • снижение административной нагрузки на предприятие - освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности - орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты ввиду особого порядка осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора. Так  в соответствии с Приказом МЧС от 30 ноября 2016 г. № 644 «Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» планирование проверок осуществляется на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска, в том числе с учетом сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 304, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

 
 
Что включает в себя независимая оценка пожарного риска?
 
В ходе оценки проводится детальное пожарно-техническое обследование объекта, при необходимости определяются категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, разрабатываются (при необходимости) рекомендации по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, готовятся образцы организационно-распорядительных и других документов по пожарной безопасности, а также, в некоторых случаях, проводятся расчеты пожарного риска. Итогом работы по НОПР является оформление заключения с выводом о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.



Кто может проводить независимую оценку пожарного риска?
 

В соответствии со статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наряду с деятельностью надзорных органов по проверке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, данный вид услуг может быть оказан организациями, для которых проведение аудита пожарной безопасности является основным видом деятельности и имеющими в своем штате экспертов по независимой оценке пожарных рисков.
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска.

Наверх

 

Определение категорий по пожарной и взрывопожарной опасности

В предписаниях надзорных органов МЧС определение категории зданий и помещений по взрывопожарной опасности довольно часто фигурирует как необходимое условие выполнения первого шага в обеспечении противопожарной защиты, в том числе с применением пожарной сигнализации и системы дымоудаления.
Классификация производственных помещений и зданий позволит объективно установить их условный уровень взрывопожарной опасности и обосновать конкретные организационно-технические решения, позволяющие эксплуатировать производственные объекты в пределах допустимого риска. 
Взрывопожарная опасность производственных объектов зависит от ря­да опасных факторов, пожароопасности исходных и конечных про­дуктов производства, технологии производства, характеристик оборудова­ния и т.д.
В основу действующей методики категорирования помещений и зданий по взрывопожарной опасности приняты следующие основополагающие принци­пы:

  • признание возможности определенной (нормативной) мощности взрыва и (или) пожара;
  • учет количества взрывоопасных веществ, материалов способствующих образованию паровоздушных или пыле­воздушных смесей;
  • учет взрывопожароопасных свойств и материалов, применяемых в производственных помещениях и зданиях;
  • принятие наиболее неблагоприятного варианта аварии или периода нормального функционирования технологической системы и ее элементов.

В соответствии с данными принципами выработаны требования для установления категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности.

1. С целью оценки и сравнения уровня пожарной опасности помещений и зданий и определение эффективной степени пожарной защиты устанавливается пять категорий (А, Б, В1-В4, Г, Д) и три класса (взрывоопасные, пожароопасные и взрывопожаробезопасные помещения и здания табл.1.2).

ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ.

Категория помещений и зданий

Характеристика веществ и материалов и условий их хранения на производстве

А взрывопожароопасная

Горючие газы, ЛВЖ с температурой вспыш­ки не более 28 С в таком количестве, что могут образовать взрывоопасные паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточ­ное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.
Вещества и материалы способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что избыточное расчетное давление взрыва в поме­щении превышает 5 кПа.

Б взрывопожароопасная

Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с темпе­ратурой вспышки более 28 оС, ГЖ в таком количестве, что могут образовать взрывоопасные паровоздушные или пылевоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное расчетное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

В1 - В4 пожароопасные

Горючие и трудногорючие жидкости, ве­щества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способ­ные при взаимодействии с водой, кисло­родом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии и обраща­ются не относятся к категории А или Б.

Г

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном сос­тоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени. Горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые снижаются или утилизируются в качестве топлива.

Д

Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Следует подчеркнуть, что методики при категорировании помещений и зданий односторонние характеризуют опасность возникновения пожара (взрыва) без учета появления источника зажигания и размеров последс­твий пожара.

Необходимость категорирования помещений и зданий возникает на различных этапах производственной деятельности:

  • при проектировании;
  • при реконструкции;
  • при эксплуатации;
  • при изменении технологий;
  • при замене оборудования;
  • при замещении объема производства и т.д.

Процесс расчета по категорированию помещений и зданий состоит из двух этапов:

·         а) сбор необходимых данных для расчета: eсли категорирование производится на стадии проектирования, то данные берутся из технологической документации.

  • характеристика и размеры помещений и зданий;
  • схема расположения оборудования в помещении (рабочие чертежи);
  • технологический регламент;
  • технический паспорт;
  • схема и параметры вентиляционной системы;
  • схема автоматического контроля параметров производства;
  • схема автоматической системы пожаротушения и т.д.

·         б) расчет категорийности помещений и зданий по принятым методам.

 

После проверки и определения категории помещения или здания по взрывопожарной опасности формулируются требования.

В соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара (ССП) и противопожарной защитой (СПЗ), в том числе организационно-техническими мероп­риятиями (ОТМ). Этим же нормативным документом сформулированы требова­ния к способам обеспечения пожарной безопасности СПП и СПЗ, а нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03) установлены основные требования по защите АУПТ и АУОП.

В соответствии с СП 5.13130.2009 требования по защите АУПТ и АУОП зданий, сооружений, помещений и оборудования являются обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами.

Практика показывает, что правильное определение категорий зданий, помещений и сооружений вызывает определенные трудности у специалистов и исполнителей различного ранга. Правильное и квалифицированное определение категорий зданий и помещений имеют решающее значение при проектировании и строительстве зданий и сооружений. Если категорийность зданий и сооружений определены правильно, то все последующие технические вопросы будут также решены правильно (федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»)

Специалисты ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит» производят расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности любых категорий сложности производственных и складских объектов (помещений).

Наверх

 

Разработка деклараций пожарной безопасности

1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В нем аккумулированы те обязательные требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации зданий и строительстве вновь возводимых зданий. Одно из важнейших положений технического регламента - это декларирование пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасностисоставляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

  1. оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
  2. оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

 

Организация или собственник проводит оценку и расчеты пожарного риска, и если этот риск будет соответствовать допустимому уровню, то это считается нормой. Также расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Декларация включает в себя перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнять.

28.04.2020 г. вступил в силу приказ МЧС России от 16.03.2020 N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности".

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также взаимодействия МЧС России с заявителями при предоставлении государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Технического регламента  разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 так же утверждена новая форма декларации пожарной безопасности (приложение N 2 к приказу).

Основные отличия новой формы декларации от утвержденной ранее приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 91:

- теперь необходимо указывать сведения о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности;

- форма декларации дополнена новым разделом «Характеристика объекта защиты», в котором необходимо указать следующие сведения:

  • Степень огнестойкости
  • Класс конструктивной пожарной опасности
  • Класс функциональной пожарной опасности
  • Высота здания
  • Площадь этажа в пределах пожарного отсека здания
  • Объем здания
  • Количество этажей
  • Категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности (указывается для зданий производственного или складского назначения)
  • Перечень и тип систем противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы);

- Раздел «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты» заменен на раздел «Сведения о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты». В разделе необходимо указать реквизиты нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, перечень статей (частей, пунктов) устанавливающих требования пожарной безопасности к объекту защиты и сведения о выполнении или невыполнении противопожарных мероприятий по следующим пунктам:

  • Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями
  • Наружное противопожарное водоснабжение
  • Проезды и подъезды для пожарной техники
  • Конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности
  • Обеспечение безопасности людей при возникновении пожара, эвакуационные пути и выходы
  • Обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожара
  • Системы противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы)
  • Размещение, управление и взаимодействие оборудования противопожарной защиты с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития
  • Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты и противопожарный режим.

ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит» оказывает консультации при разработке декларации пожарной безопасности, включающую в себя оценку пожарного риска на объектах защиты с указанием перечня выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности.

Наверх