Международный стандарт (МС) ISO 9001:2008

Система менеджмента качества - это часть общей системы управления в компании. Идея, лежащая в основе системы менеджмента качества, заключается в том, что необходимо создавать систему, внутри которой будет стабильно рождаться только качественная продукция (услуга). Система менеджмента качества формализована в стандартах, разработанных международной организацией ISO. Членами ISO являются органы стандартизации многих стран (всего около 150).

Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Особенностью стандарта является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления предприятием (т.е., к системе менеджмента качества), которая в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг.

Tpeбoвaния к cиcтeмaм мeнeджмeнтa кaчecтвa ycтaнoвлeны в стандарте ISO 9001:2008. Oни являютcя oбщими и пpимeнимыми к opгaнизaциям в любыx ceктopax пpoмышлeннocти или экoнoмики нeзaвиcимo oт кaтeгopии пpoдyкции. Так как стандарт ISO 9001:2008 нe ycтaнaвливaeт тpeбoвaний к пpoдyкции, то тpeбoвaния к пpoдyкции мoryт быть ycтaнoвлeны пoтpeбитeлями или opгaнизaциeй, иcxoдя из пpeдпoлaraeмыx зaпpocoв пoтpeбитeлeй или тpeбoвaний peглaмeнтoв. Стандарт помогает построить эффективную клиенториентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что в свою очередь дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги.

На сегодняшний день ISO  9001 является наиболее популярным сертификационным стандартом на системы менеджмента во всем мире, в том числе и в России, причем количество сертифицированных компаний растет с каждым годом. За последние 10 лет число сертифицированных в мире компаний возросло более чем в 20 раз, с 27 816 компаний до 561 747 к концу 2012 года.

Внедрение и сертификация системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001 обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

построение эффективной системы менеджмента компаний и переходе от функционального менеджмента к менеджменту, ориентированному на процессы и их качество;

повышение эффективности производства за счет снижения не только технологических издержек, но и управленческих, и как следствие:

  • увеличение прибыльности и капитализации компаний;
  • исключение дублирования документов, процессов, информационных потоков;
  • установление баланса полномочий и ответственности руководителей (владельцев) процессов за их качество и эффективность использования ресурсов;

выявление и удовлетворение настоящих и будущих потребностей заинтересованных сторон;

в появлении у руководителей всех уровней инструмента оценки и анализа деятельности компании и своих подразделений в разрезе процессов;

в повышении качества внутреннего оперативного управления и качества принятия управленческих решений, и эффективности их реализации за счет:

  • полного описания и стандартизации рабочих процедур;
  • детального документирования сфер ответственности и обязанностей сотрудников;
  • улучшения взаимодействия между руководящим составом и исполнителями;
  • лучшей диагностики действующей системы управления и качества процессов;
  • применения постоянного мониторинга процессов;
  • проведения анализа функционирования СМК со стороны руководства

в повышение прозрачности системы управления и повышения за счет этого мотивации персонала;

в идентификации областей улучшения и реализации непрерывного улучшения результата за счет применения системного и процессного подходов, что доказано мировой практикой.