Независимая оценка пожарного риска – аудит ПБ

Независимая оценка пожарного риска (далее НОПР) – это одна из форм оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законодательством.

В соответствии со статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наряду с деятельностью надзорных органов по проверке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, данный вид услуг может быть оказан аккредитованными в установленном порядке организациями в рамках независимой оценки пожарного риска (НОР).

В ходе оценки проводится детальное пожарно-техническое обследование объекта, при необходимости определяются категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, разрабатываются (при необходимости) рекомендации по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, готовятся образцы организационно-распорядительных и других документов по пожарной безопасности, а также, в некоторых случаях, проводятся расчеты пожарного риска. Итогом работы по НОР является оформление заключения с выводом о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в соответствии со статьей 6 Технического регламента, при выполнении одного из следующих условий:

"1)в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности."

Частью оценки является расчет пожарного риска. Расчеты проводятся с помощью программы СИТИС (лицензия № 2013/3926).

  • В соответствии с пунктом 31 Административного регламента МЧС РФ (Приказ МЧС РФ от 28 июня 2012 года N 375) планирование проверок органами государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН), наряду с другими факторами, осуществляется на основе сведений о проведении НОР, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. «В случае поступления до утверждения ежегодного плана (до 1 сентября) в орган ГПН, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
  • по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
  • по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты».

Наша организация имеет аккредитацию МЧС РФ в указанной области (Свидетельство об аккредитации МЧС РФ № 63-АК/В-00006 от 25.02.2016г.).

  • Результатом проведенного на объекте пожарного аудита является:
  • получение руководством (владельцем) предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте;
  • определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем пожарной безопасности при большом количестве недостатков;
  • снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
  • особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора (освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности). И как результат, снижение административной нагрузки на субъект предпринимательства;

Преимущество аудита, по сравнению с проверками надзорными органами очевидно.

Во-первых, это обязанность организации, проводящей аудит, давать необходимые консультации по доведению состояния противопожарной защиты до оптимального уровня. При этом аудиторская компания не имеет практически никакой возможности воздействовать на собственника, чтобы заставить его установить ту или иную систему, если она требуется по нормам. Принуждение и штрафы – удел исключительно государственного надзора. Дополнительно, в соответствии со статьей 3 «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304, экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности, что в свою очередь если не исключает, то, по крайней мере, усложняет возможность проявления какой-либо коррупционной активности.

Во-вторых, собственнику объекта защиты нет необходимости выполнять абсолютно все требования нормативных документов по пожарной безопасности. Зачастую требования органов по контролю носят «сезонный» характер: каждое последующее предписание будет содержать все новые пункты, характеризующие несоответствие объекта нормам, даже, несмотря на то, что предыдущее предписание было выполнено полностью и в срок. В отличие от государственных органов, коммерческие организации в своей деятельности не имеют привычки устанавливать и скрупулезно выполнять какие-либо планы по выявлению нарушений. Благодаря появлению аудита происходит снижение нагрузки на объекты, как муниципальной собственности, так и на объекты бизнеса в области обеспечения пожарной безопасности.

И наконец, изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 3 июля 2011 года № 120-ФЗ, усилили административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности и невыполнение предписаний органов государственного пожарного надзора (штрафы увеличились более чем в 10 раз). Так статья 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо за нарушение требований пожарной безопасности от 150 000 до 200 000 рублей (те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима – от 400 000 до 500 000 рублей).